Подозрительные и пороговые операции для компании МФЦА
Разбираем подозрительные и пороговые операции для компании МФЦА
Компании, являющимися субъектами финансового мониторинга, обязаны направлять сообщение о подозрительных операциях и пороговые операции в Агентство Финансового Мониторинга Республики Казахстан (АФМ РК) соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Закон о ПОД/ФТ) и Правилами Международного Финансового Центра Астана по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и санкциям (Правила ПОД/ФТ).
Что такое Подозрительные/Пороговые Операции?
Пороговые операциям относятся к транзакциям, превышающим суммы, установленные статьей 4 Закона о ПОД/ФТ, а также другим типам сделок, описанным в той же статье.
Таблица пороговых операции
Сумма (равна или превышает) | Описание | Форма | |
---|---|---|---|
1 | 1 000 000 тенге | Выигрыш в по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях | Наличная |
2 | 5 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 000 000 тенге или превышающей ее | Операция с деньгами с физ. лицом, юр. лицом или иностранной структурой без образования юридического лица, зарегистрированными или находящимися в оффшорной зоне, имеющими счет в банке, также как и операции клиента с деньгами и/или имуществом с этими лицами. | Наличная или безналичная |
3 | 5 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 000 000 тенге или превышающей ее | Переводы денег за границу на счета , открытые на анонимного владельца
Поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца |
Наличная или безналичная |
4 | 7 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 7 000 000 тенге или превышающей ее | Сделки с акциями и паями паевых инвестиционных фондов, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов | Наличная или безналичная |
5 | 10 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 000 000 тенге или превышающей ее | Покупка, продажа и обмен иностранной валюты через обменные пункты | Наличная |
6 | Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, а равно прием от клиента либо выдача клиенту наличных денег | Наличная | |
7 | Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев | Наличная | |
8 | Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии | Наличная | |
9 | Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых операций по сдаче в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений | Наличная | |
10 | Получение денег по чеку или векселю | Наличная | |
11 | Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты | Наличная | |
12 | Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов | Наличная | |
13 | 45 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 45 000 000 тенге или превышающей ее | Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга | Наличная или безналичная |
14 | Сделки с облигациями и государственными ценными бумагами, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов | Наличная или безналичная | |
15 | Приобретение (продажа) культурных ценностей, ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей | Наличная | |
16 | 50 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 000 тенге или превышающей ее | Совершаемой клиентом, получившим заем по программам финансирования субъектов предпринимательства за счет средств Национального фонда Республики Казахстан в рамках облигационных займов субъектов квазигосударственного сектора | Наличная или безналичная |
17 | сумма операции в иностранной валюте равна или превышает 100 000 000 тенге в эквиваленте | Трансграничному платежу и переводу с банковского счета или на банковский счет клиента | Безналичная |
18 | 50 000 000 тенге либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 000 тенге или превышающей ее | Сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество | Наличная или безналичная |
Согласно статье 1 Закона о ПОД/ФТ подозрительные операциями является — операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность.
Список подозрительных операций приведен в статье 4 Закона о ПОД/ФТ, однако следует отметить, что данный список является неисчерпывающим, в силу постоянного изменения методов отмывания денег и финансирования терроризма. Определение типологий, схем и методов легализации преступных доходов и финансирования терроризма осуществляется компетентным органом, и информация о них распространяется на субъектов финансового мониторинга через официальный интернет-ресурс. Также рекомендуется следить за публикациями международных организаций, занимающихся борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма (ООН, ФАТФ, ОЭСР и тд.), и ознакомиться с международными сводными санкционными списками, чтобы быть в курсе новых типологий и схем отмывания денег и финансирования терроризма.
Определение таких операций зависит от нескольких факторов, включая:
- Географический риск: включает в себя страны, находящиеся в черном списке ФАТФ, оффшорные юрисдикции, санкционированные страны и другие.
- Бизнес-риск клиента: относится к сделкам, которые не соответствуют бизнес-деятельности клиента, юридическим лицам, зарегистрированным менее трех месяцев назад, и т.д.
- Риск типа клиента: включает публичных должностных лиц (иностранных и местных), юридические лица с высоким оборотом наличных денег, лица и организации, включенные в Сводный санкционный список Совета безопасности ООН, списки санкций, списки организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также списки связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения и другие.
- Сумма сделок: включает транзакции, которые превышают ожидаемую доходность, разделение транзакции на несколько частей, сумма которых равна или превышает пороговую транзакцию, и другие аномальные операции.
- Поведение клиента: включает отсутствие предоставления информации о контрагентах или получателях, непредоставление целей операции, отсутствие предоставления необходимых документов для проведения транзакции и другие необычные поведенческие факторы.
- Контрагенты по сделкам: включает оценку риска связанный с контрагентами, такие как их репутация, связи с преступными организациями, история предыдущих сделок и другие факторы.
- При идентификации подозрительных операций, компании должны учитывать вышеперечисленные факторы и принимать соответствующие меры для более детального анализа и выявления возможных подозрений.
Субъекты финансового мониторинга должны составить свой собственный список факторов риска на основе своего опыта, бизнеса и знаний и отразить их в своих политиках ПОД/ФТ.
Кто сдает отчет?
В соответствии с Правилами ПОД/ФТ, отчетность о борьбе с отмыванием денег (MLRO), Заместитель руководителя по вопросам противодействия отмыванию доходов (Deputy MLRO), а также работники службы AML, функционирующие под руководством MLRO, являются теми лицами, которые предоставляют отчеты.
Как сдавать отчет?
Сообщение о подозрительной и пороговой операции направляются в АФМ РК в соответствии с Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13 об утверждении правил представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции (Приказ).
Существуют два способа представления сообщение об операциях:
— Веб-портал AФМ РК с использованием технологии ручного ввода https://websfm.kz
— Формат XML, следуя установленному формату, указанному в Приложении 2 Приказа. Электронная подача в этом формате осуществляется через телекоммуникационную сеть Интернет Банковского расчетного центра Национального банка Республики Казахстан.
При заполнении сообщения необходимо указать следующую информацию:
- Дата и время совершения подозрительной операции/пороговой операции.
- Состояние операции (совершена или не совершена).
- Основание для подачи сообщения (пороговая транзакция, подозрительная операция и т.д. в соответствии с главой 1 Приказа).
- Информация о юридическом лице, представляющем отчет.
- Информация об операции.
- Номер операции (присвоен во внутреннем реестре субъекта финансового мониторинга).
- Код вида операции (указывается цифровой код вида операции согласно справочнику на этой платформе).
- Количество участников операции (указывается количество участников операции, исключая субъекта финансового мониторинга).
- Код валюты операции.
- Сумма операции в валюте проведения.
- Сумма операции в тенге.
- Основание совершения операции (указывается код вида сделки в соответствии со справочником кодов видов участников и сделок с деньгами и (или) имуществом).
- Данные об участниках операции.
- Роль в операции участников операции (отправитель, получатель и т.д.).
- Является ли участник операции клиентом субъекта, заполняющего сообщение.
- Резидентство участников.
- Тип участника операции (ТОО, ИП, физическое лицо и т.д.).
- Банк участника операции.
- Местонахождение филиала банка.
- Наименование банка.
- Код банка/филиала (например, БИК для резидентов и SWIFT BIC).
- Номер счета участника.
- Местонахождение банка.
- Учредители участника (для юридических лиц) — указываются данные по всем учредителям участника операции с долей участия не менее 10 процентов.
- Организационная форма учредителя участника.
- Наименование/ФИО участника.
- Резидентство учредителя участника операции.
- Фактический адрес учредителя участника.
- В поле «Дополнительная информация» раздела субъекта финансового мониторинга необходимо развернуто объяснить причины, по которым операция считается подозрительной.
В соответствии с требованиями статьи 13 Закона о ПОД/ФТ сообщение о подозрительных/ пороговых операциях в электронном формате должны быть представлены в АФМ РК:
-
- при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить о такой операции до ее проведения.
- сообщения о подозрительных операциях, которые не могут быть приостановлены, предоставляются не позднее трех часов после их совершения
- сообщения о подозрительных операциях и пороговые операции в течение двадцати четырех часов с момента выявления таких операций.
Действия после отправки сообщения АФМ РК
По получении сообщения от Агентства Финансового Мониторинга Республики Казахстан (АФМ РК), оно в течение двадцати четырех часов принимает решение о проведении операции или отказе в проведении операции и электронным способом уведомляет субъектов финансового мониторинга о данном решении. Если АФМ РК запрашивает дополнительную информацию, субъект финансового мониторинга обязан предоставить содействие и необходимые данные. В случае, если компания не получает решение о приостановлении или возобновлении подозрительной операции в течение 24 часов после предоставления информации, операция может быть осуществлена, если нет иных законодательных оснований, препятствующих ее выполнению.
Комитет по регулированию финансовых услуг (AFSA) должна быть уведомлена письменно о таких операциях как можно скорее после отправки сообщения в АФМ РК.
Все сообщения , а также квитанции, полученные на портале АФМ РК после отправки сообщения, должны храниться в электронной форме в течение шести лет со дня получения их.